Ручной ребенок

В официальной науке понятия «ручной ребенок» нет, как и нет понятия «приучить ребенка к рукам» или «отучить» от них. Тем не менее большое количество мам описывают одну из проблем ухода за своим ребенком именно этими словами. Такие мамы жалуются, что ребенок совершенно не желает играть самостоятельно, а практически все свое время проводит на руках у мамы, не давая ей сделать какую-либо работу по дому или приготовить еду.


На самом деле тактильный контакт с матерью — одна из базовых потребностей грудного ребенка. С помощью осязания ребенок получает подавляющее большинство информации о внешнем мире. Кроме того, психологи утверждают, что дети, проводившие на руках у матери много времени, отличаются от своих «неручных» сверстников. «Ручные» дети более развиты физически, они здоровее эмоционально и интеллектуально. В будущем такие дети демонстрируют более высокий уровень так называемого социального интеллекта: у них более высокая самооценка, они более контактны и адекватны, менее конфликтны.

Некоторые дети спокойно живут без маминых рук — подолгу играют в кроватке или слушают музыку, сидя в детском стульчике. Другим же детям необходимо все время «висеть» на маме. Такие различия обусловлены целым рядом факторов: типом темперамента, состоянием здоровья малыша, особенностью течения беременности и родов. Есть мнение, что дети, появившиеся на свет в тяжелых родах, более тревожны — они чаще нуждаются в мамином присутствии. Сегодня специалисты едины во мнении, что тактильная потребность в матери — это не каприз ребенка и не признак его избалованности. Это внутренне обоснованная форма поведения ребенка. И это значит, что «ручными» не становятся, ими рождаются.

Попытаться отучить такого ребенка от маминых рук — это значит нанести ему психологическую травму. Все, что можно сделать в данной ситуации, — это попытаться облегчить себе жизнь с помощью маленьких хитростей.

  • «Ручного» ребенка очень удобно носить в специальных удерживающих устройствах — рюкзачках-кенгуру, слингах. Слинг позволяет расположить ребенка у себя как на груди, так и на спине. Для быстрых выходов в магазин больше подходит положение малыша спереди мамы. Дома же можно посадить ребенка в слинге и на спину — это буквально развяжет руки молодой маме, а малышу будет удобно наблюдать за ее действиями. Слинги и эргорюкзаки хороши еще и тем, что позволяют снизить нагрузку на спину и руки мамы. Дело в том, что, когда мама держит ребенка на руках, нагрузка распределяется неравномерно — чаще всего напряжена одна рука и одна сторона тела. Сама мама в попытке удержать равновесие отклоняется в сторону, противоположную той, на которой располагается ребенок, то есть ее осанка искривляется. При грамотном ношении ребенка в слинге осанка мамы максимально приближена к обычной и она гораздо правильнее, чем при ношении малыша на руках, например в положении на бедре.
  • Нужно научиться планировать свой день таким образом, чтобы бодрствующему ребенку уделить максимум своего внимания. С домашними делами можно попросить помощи у близких людей или же работу по дому выполнять во время сна ребенка.
  • В сложных ситуациях, когда маме необходима передышка, надо иметь несколько запасных вариантов. Выясните заранее, что может отвлечь ребенка от рук: кубики, музыка, развивающий коврик. Удобно прятать часть игрушек от ребенка: когда все подаренные ребенку игрушки на виду, он к ним быстро привыкает. Если их часть регулярно убирать, а потом через неделю-две доставать, то он будет воспринимать эти игрушки как старых друзей, по которым очень соскучился. Он будет играть ими с большим удовольствием, и таким образом можно отвлекать ребенка на несколько минут, пока мама передохнет.
  • Если мама совсем выбилась из сил, а ребенок настоятельно требует тактильного контакта (проще говоря, просится на ручки), то можно лечь на кровать или на пол и положить ребенка на свой живот. Приготовьте несколько книжек по возрасту и почитайте их малышу. Польза от такого времяпрепровождения не двойная, а тройная: малыш спокоен, он развивается, а мама при этом отдыхает.